Рейтинг@Mail.ru 
Rambler's Top100
 border= 
Всё об АВТО и для АВТО

На сайте

Сейчас 49 гостей онлайн
LADA KALINA и её эволюция Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 41
ХудшийЛучший 
Автор: Naparnik   
26.12.2008 16:33

История проекта LADA KALINA - это эпопея, достойная романа. И сколько бы ни писали об этом семействе, нельзя в одной публикации охватить всю ширь и глубину развития этого проекта... Мы встретились с ведущими специалистами из команды разработчиков LADA KALINA, чтобы понять секрет ее успеха.


Рождение - это процесс

...Предтечей было создание в УЭП НТЦ опытных образцов LADA KALINA для испытаний и исследований в течение всего периода проектных работ. Об этом рассказывает заместитель начальника производственного отдела УЭП Анатолий Романчук:

- В свое время все начиналось с цепочки изготовитель опытных образцов - испытатель". Без этого не родилась бы команда, осилившая этот проект. Все взаимосвязано! Мы - специалисты экспериментального производства - материализуем идеи конструктора, а испытатель становится "судьёй". Закономерно, что "Калина" рождалась в спорах и муках. Важен итог - автомобиль состоялся!

- Если вспомнить историю, то сначала была первая фаза в 1996-1997 годах, - рассказывает А. Романчук. - Тогда шла отработка концепции и была выпущена серия образцов хэтчбека 1119. Вторая фаза началась с середины 1999 года и продолжалась вплоть до конца 2004 года. За этот период были созданы серии образцов всех базовых моделей семейства - седан 1118, хэтчбек 1119 и универсал 1117. В среднем за этот период изготавливалось по 10-15 кузовов и по 12-17 прототипов автомобилей ежегодно. Третья фаза (с конца 2004-го по 2007 год) включала работу по предпилотным, пилотным и установочным сериям, их переоборудование под целевые испытания, подготовку к омологации и сертификации. На этой стадии собиралось от 45 до 20 прототипов (по убывающей из года в год).

В самый активный период проектных работ (первая и вторая фазы) в управлении экспериментального производства вместе с нашими коллегами из ПТУ, ОПП, УДА, ИЦ изготавливалось до 90 процентов номенклатуры оригинальных деталей и узлов. Шла сборка как самих прототипов, так и всех входящих в них узлов и агрегатов. Чтобы справиться с такими объемами и обеспечить нужное качество, потребовалось развитие ряда новейших технологий.

Разумеется, шло проектирование и изготовление оснастки по математическим моделям, использовалось прогрессивное оборудование (например, был закуплен и освоен быстропереналаживаемый сварочный кондуктор "Саr Bench" и другая современная техника).
Если говорить о творческом аспекте, то здесь уместно такое сравнение. Конструктор - генератор идей, но к нам в УЭП он приходит, чтобы поставить совместный эксперимент и воплотить проект автомобиля в реальность.
Конечно, с тех пор, как мы начинали проект, многое изменилось. "Калина" повзрослела и ушла в серийное производство. Тем не менее, мы и сейчас работаем на ее будущее. Готовим опытный образец по улучшению виброакустических характеристик этого автомобиля.

Сергей Васильев, ведущий инженер-конструктор отдела каркаса и навесных узлов кузова УПК НТЦ:
- Мы с самого начала стояли у истоков этого проекта. Где-то в конце 95-го начались эти работы - проектные и компоновочные. В то время главным конструктором проекта был Юрий Кутеев из отдела общей компоновки.

По части каркаса кузова "Калины" задача изначально была очень сложной. Ведь габариты автомобиля небольшие, свес небольшой, подкапотное пространство, в которое должны были вписаться двигатель, КП и другие системы, - не позволяли "развернуться" вволю. И тем не менее вот при таком небольшом свесе надо было это сделать. Поэтому компоновка шла таким образом, что все возможные двигатели могли быть установлены в это подкапотное пространство.

Дело усложнялось еще и тем, что Кутеев поставил задачу - обеспечить высокие показатели жесткости кузова. В общем, все эти условия казались временами невыполнимыми. Но, к счастью, все решилось успешно.

Революция в интерьере

Евгений Венгранович, заместитель начальника отдела механизмов интерьера и систем кузова:
- Во время создания проекта LADA KALI NА я работал начальником бюро панелей приборов. Команда, которая складывалась в то время, фактически существует и сейчас. Многие ее специалисты параллельно работают и по другим проектам. LADA KALINА создавалась как раз в то время, когда мы запустили автомобиль "ШЕВРОЛЕ НИВА". И нужно сказать, что требования и методы работы, которые в то время были привнесены командой GM, сразу "транслировались" и на "Калину". Это требования по качеству, по внешнему виду и сопряжению деталей, что очень важно для кузова, это механизмы организации работы.

Именно с этим проектом в нашу жизнь вошли термины, которые сейчас уже в обиходе, - пилоты, предпилоты, пилотные серии... Все это было привнесено с автомобиля 2123 - и впервые самостоятельно отработано на "Калине". В связи с проектом LADA KALINA было несколько интересных моментов по интерьеру. Ну, в частности, создание модульных систем. Это технология, когда создается модуль, отдельно собирается - и впоследствии устанавливается на кузов.

Впервые в проекте "Калины" модуль собирается на отдельной сборочной линии и затем устанавливается на кузов автомобиля. Экономится время, и качество сборки несравнимо лучше.

Кроме того, ставилась задача по внедрению новых материалов. Задача была сделать автомобиль недорогой, массовый - и мы к этому стремились. Естественно, использовали множество пластмасс - новых в то время для АВТОВАЗа и передовых на тот момент в мире.

Выдвигались такие требования к пластмассам, как стойкость к царапанию, к ультрафиолетовому излучению, к деформациям, в том числе и термическим... В то время был заключен контракт с европейским отделением американской компании DOW, которая помогла нам впервые виртуально просчитать панель приборов на соответствие всем требованиям поведения ее в различных условиях. Были просчитаны три направления: собственные частоты колебания панели приборов, поведение при термических и ударных нагрузках. Естественно, эти виды расчетов, созданные на базе математического моделирования, позволили нам сразу же создать конструкцию, которая соответствовала тем требованиям техзадания, которые были предъявлены к этому объекту.

В настоящее время все эти конструктивные решения используются и в других проектах LADA.

Изначально большое значение придавалось системам безопасности. Впервые в панели приборов LADA KALINA внедрена подушка безопасности для пассажира. Также была использована система энергопоглощения в дверях. Думаю, многие и не знают, что в обивках дверей "Калины" существуют специальные энергопоглощающие элементы, которые предотвращают повреждения водителя и пассажиров при боковом ударе. А если говорить о конструкции дверей, то здесь также использована модульная система сборки. Двери "Калины" собираются на отдельной линии и затем устанавливаются на кузове автомобиля.

Что касается сидений - уровень конструкций и потребительских качеств сидений "Калины" выше, чем на всех предыдущих моделях. Это связано с тем, что использованы импортные механизмы продольной регулировки сидений и наклона спинки. И наверняка потребители уже заметили это. А теперь на "Калине" внедряется система креплений детских сидений "Изо-фикс", которыми оснащаются практически все автомобили западного производства. В настоящее время идет стадия освоения.

Я бы хотел сказать о тех людях, кто сумел соединить свой опыт с новациями, которые легли в основу нашего проекта. Среди них - Венедикт Лылов. Он обладает колоссальным опытом по разработке конструкции и интерьеру автомобиля и способен воспринимать все новое. Также это специалисты с большой буквы Александр Свиридов (начальник отдела механизмов интерьера и систем кузова), ведущие специалисты по различным направлениям Анатолий Войтехович, Сергей Озеров, Владимир Леванин, Александр Альтгаузен. 100-процентная оцифровка всех деталей кузова позволила нам не только обеспечить качественное изготовление оснастки, но и виртуальный анализ процессов, которые происходят в автомобиле.

Объем доводки в этом автомобиле был намного меньше по сравнению с предыдущими моделями. А методы виртуального анализа и математического моделирования, заложенные в проекте "Калины", уже стали ведущими направлениями нашей деятельности. Без этого мы уже не мыслим нашу работу.

Перипетии с двигателем

Юрий Шепилов, заместитель начальника УПД НТЦ:
- Мне довелось участвовать во внедренческой команде, которая работала в сборочном комплексе LADA KALINA. Возглавлял наш штаб Анатолий Мелешихин, а его заместителем был Станислав Ярыгин. Но это было несколько позже, а корни формирования команды проектировщиков уходят в прошлое. В той команде нашего управления проектирования двигателя работали я, как ведущий конструктор по системам охлаждения двигателя, и Вячеслав Мешков (ныне - начальник УПД), который занимался вопросами систем двигателя.

Тогда существовала большая проблема, связанная с дефицитом мощностей по производству силовых агрегатов. Поэтому изначально шел поиск вариантов, каким же образом этот дефицит заполнять. Руководством завода была поставлена задача спроектировать двигатели на базе классического мотора с межцилиндровым расстоянием 95 мм. Двигатель этот получил условное обозначение 11187. Было создано большое количество прототипов, оснащены ими автомобили - и даже был выпущен приказ о постановке такого автомобиля на производство.

Но затем от этого проекта двигателя было решено отказаться, потому что он оказался чрезмерно затратным. И поэтому решили сделать упор на разработку переднеприводных двигателей. Для семейства "Калины" было избрано два двигателя - 8-клапанный 1,6 л и 16-клапанный 1,6 л. В то время такие двигатели осваивались на заводе впервые.

Дополнительно была также поставлена задача по применению импортных двигателей. В частности, было решено освоить для семейства LADA KALINA двигатель FAM-1. А это уже была середина проекта! Поэтому нашим партнерам-кузовщикам пришлось сильно изменить конструкцию кузова на том этапе. Рассматривалась возможность установки на "Калине" двигателей фирм "ФИАТ", "РЕНО", "Фольксваген"...

Не случайно моторный отсек "Калины" проектировался как "полигамный" - в него можно устанавливать практически любые двигатели для автомобилей этого класса...

Стремление к мировому уровню

Юрий Туровский, начальник отдела проектирования светотехники УПЭ НТЦ:
- Изначально нам нужно было определить характеристики компонентов электрооборудования таким образом, чтобы они оставались актуальными и в начале XXI века. И влиять на выбор поставщиков с помощью высокого уровня техники и качества. Поэтому был существенно изменен сам подход к качеству и надежности электрооборудования. Так, в семействе LADA KALINA 90 процентов соединителей - современные детали, имеющие специализированные элементы, значительно повышающие надёжность соединения. Усовершенствованы генератор и стартер, созданы два варианта системы зажигания (с 4-выводной катушкой и с катушкой на свече). Обе системы зажигания по надежности даже превосходят импортные аналоги!

Впервые в отечественном автомобиле на "Калине" внедрен электроусилитель руля - это наша революционная разработка совместно с УПШ и УСИ, которая радикально улучшает управление автомобилем и высоко оценена потребителем. Применены новые приборы и системы комфорта, подсветка органов управления. В светотехнике благодаря применению новых оптических систем мы существенно улучшили качество освещения фарами дорожного полотна, внедрили комфортное освещение салона, реализовали современный дизайн фар и фонарей с просматриваемой оптикой и фасетными отражателями. Совместно с кузовщиками заложили аккуратные зазоры сопряжения фонарей и фар с кузовом.

Применили компьютерную систему 3D-npoектирования (CAD) и технологию CAD/САМ для изготовления образцов, оснастки и контроля геометрии. С этой целью впервые в семействе LADA KALINA ввели паспорт посадочного места - документ, который определяет требования к точности кузова в зоне установки светотехники, а при изготовлении кузова - зазоры при установке светотехники. Конечно, вся светотехника и другие изделия, где это требуется, омологированы и имеют знак "Е".

Хотелось бы отметить активных участников с начала проекта "Калины" в сфере электрики и электроники. Это Владимир Гаврилов, Олег Качуровский, Владимир Скребенков (коммутационная аппаратура и электропривод); Дмитрий Яшин (стартер и генератор); ушедший уже, увы, из жизни Алексей Федосеев, Юрий Веселов, Андрей Велигоша (светотехника); Юрий Миронов, Елена Напылова (система управления двигателем и зажигание); Николай Болоян (электроусилитель руля и разработка систем комфорта); Петр Метальников (приборы); Валерий Воротько (надувные подушки и АБС); Евгений Дик, Татьяна Кулипанова, Татьяна Гуликова (жгуты проводов, реле и предохранители). Работу в штабе "Калины" по электрике осуществлял один из основных разработчиков, всегда компетентный и уважаемый представитель УПЭ Евгений Косихин (светлая ему память).

Не могу не отметить огромную работу руководителей УПЭ в этом проекте - великолепного профессионала, трагически погибшего заместителя начальника управления Льва Вайнштейна, а также Владимира Вершигоры и Игоря Минеева. Весьма важную роль играют поставщики (или СП с их участием). Среди зарубежных это "Паккард Электрик", БОШ, ФДО, "Аутомотив Лайтинг", "Хелла", а среди отечественных - ДЗС, "Автоприбор", СоАТЭ, ИТЭЛМА, КЗАЭ, АвтоСВЕТ, ЛайтТЕК, "ГерконАвто" и другие. В автомобилях семейства LADA KALINA постоянно совершенствуются уже имеющиеся и внедряются новые системы электрики и электроники, так что мы продолжаем работать.

Владимир Макаров, ведущий инженер-конструктор УПШ НТЦ:

- В этом проекте мы добились высоких технических характеристик благодаря тому, что усовершенствовали узлы шасси, подвески, улучшили потребительские свойства, добились плавности хода и управляемости "Калины". Не случайно та оголтелая антиреклама, которая звучала ранее в адрес "Калины", сейчас исчезла. Автомобиль прочно занял свою нишу - и продолжает покорять потребителей. 

"Волжский Автостроитель"
Обновлено 26.12.2008 16:53
 
 

Наши Калины

045.jpg

Автоновости

Пожалуйста, обеспечьте доступ на запись в кэш-директорию.